Ответственные работодатели вкладывают много сил, времени и средств в обучение сотрудников, чтобы поддерживать высокий уровень профессионализма внутри компании. Поэтому важно не только хорошо подготовить и организовать учебный процесс – нужно суметь оценить эффективность обучения персонала, чтобы вовремя выявить и скорректировать неудачные программы. В статье несколько способов, которые позволят оценить эффективность методов обучения сотрудников. Они помогут понять, какие программы и форматы стоит развивать дальше, а от каких точно стоит отказаться.
Скачайте образцы документов для работы: |
|
![]() |
Анкета обратной связи после обучения |
Прошло обучение персонала: как выяснить, насколько сотрудники удовлетворены обучением
После того, как прошло обучение сотрудников, важно запросить обратную связь от участников мероприятия. Это поможет убедиться в правильности действий преподавателя, корректности контента и технической доступности тестов и упражнений. Можно запустить анкеты с вопросами, которые касаются трех блоков тем.
Первый – считает ли сотрудник, что полученные знания пригодятся в его дальнейшей реальной работе.
Второй блок – считает ли сотрудник, что было интересно учиться, насколько оказались разнообразными темы и форматы обучения.
Третий блок – сложно ли было учиться, насколько понятен и доступен обучающий контент.
Какие сейчас форматы обучения популярны у работодателей, читайте в статье.
Анкета обратной связи
Вопрос | Да | Нет | Свободный комментарий |
Понравилась ли вам в целом программа? |
|
|
|
Есть ли темы, которые были нужны вам, но не вошли в программу? |
|||
Выдержан ли баланс между отдельными частями тренинговой программы – видеофрагментами, упражнениями, играми, кейсами, лекциями, дискуссиями? |
|||
..... |
Полную версию анкеты обратной связи скачайте здесь
Оценка обучения персонала: как определить уровень остаточных знаний
Как оценить эффективность обучения? Еще один способ – определить уровень остаточных знаний. Этот метод поможет оценить эффективность обучения персонала и определить, какие знания и навыки появились и закрепились у участников процесса обучения. Чтобы провести такую оценку используют интервью, батареи тестов, опросники и практические задания.
Рабочие кейсы также помогут качественно измерить прогресс уровня компетенций или понять, насколько увеличился набор умений участников. Можно определить уровень знаний после обучения, если понаблюдать за сотрудником в процессе работы – какие новые операции, задачи и виды работ он теперь может выполнять.
Эффективность методов обучения: как проверить, применяют ли сотрудники полученные знания
Цель – понять, как улучшилось качество, скорость или набор выполняемых задач после того, как сотрудники прошли обучение. Нужно определить, применяют ли участники тренинга или вебинара полученные знания и навыки на своем рабочем месте. Такую оценку удобно проводить с помощью инструментов, которые могут быть разработаны по принципу оценки 360 градусов – сотрудника будут оценивать руководитель, коллеги, кросс-функциональные специалисты и внутренние клиенты.
![]() |
Обратите внимание! Еще один способ понять, пригодились ли новые знания в работе – задействовать статистику существующей в подразделении системы ключевых показателей. Проанализировать данные по производительности труда за несколько месяцев до обучения и сравнить их с результатами, которые каждый сотрудник показал через месяц после обучения. Если оценивать так, к примеру, серию тренингов продаж или работу с возражениями, можно сравнить количество продаж, конвертацию клиентов, уровень рекламаций по каждому менеджеру до и после того, как прошло обучение персонала. |
Оценка эффективности обучения: как посчитать ROI – коэффициент возврата инвестиций
Если по-простому, ROI – это разница, между затратами на обучающее мероприятие и дивидендами, которые заказчик обучения получил на выходе. Этот показатель чаще всего применяют для того, чтобы защитить бюджет на обучение перед генеральным директором или инвестором и показать возможную выгоду для компании.
Пример
Формула ROI выглядит так: ROI в процентах равно прибыль минус инвестиции разделить на объем инвестиций и умножить на 100. Положительный коэффициент покажет, что мероприятие отработано в плюс, а отрицательный укажет на то, что эффективность обучения персонала невысока и оно прошло в убыток.
ROI(%) = (прибыль – объем инвестиций) : объем инвестиций х 100
Например, компания вложила в проект повышения квалификации специалистов по продвижению услуг 650 000 рублей и думает, как измерить эффективность обучения. Известно, что после серии тренингов уровень продаж вырос и компания заработала на 1 750 000 рублей больше, чем зарабатывала на протяжении трех месяцев до обучения.
ROI = (1 750 000 – 650 000) : 650 000 х 100 = 169% |
Получается, на каждый вложенный рубль компания получила 2 рубля 69 копеек. Значит можно утверждать, что обучение сотрудников прошло успешно и принесло нужный эффект.
Критерии оценки эффективности обучения. Пример
Критерий | Выгоды |
Дополнительные продажи после обучения |
Компания получает больше выручки и прибыли |
Сотрудник выполняет работу с надлежащим качеством за более короткое время |
Можно рассчитать стоимость сэкономленного рабочего времени сотрудника, который прошел обучение, исходя из среднего размера зарплаты: стоимость рабочего часа нужно умножить на количество сэкономленных |
Снижение времени простоя оборудования |
Нужно проанализировать статистику предыдущих периодов |
Снижение текучести персонала и увольнений по инициативе работодателя |
Компания экономит средства на рекрутинг, адаптацию и обучение новичков |
Повышение качества конечного продукта или услуги, снижение рекламаций |
Компания получает дополнительные преференции, так как снижается процент брака в работе сотрудников |
Обновить знания и навыки в области управления персоналом, научиться учитывать потребности бизнеса и выстраивать в связи с этим HR-политику, понять, как автоматизировать и оптимизировать HR-процессы, можно на нашем курсе.
Программа курса охватывает все ключевые направления: от построения HR-стратегии и подбора персонала до HR-аналитики и построения HR-бренда работодателя. Спикеры – ведущие эксперты-практики в области HR.
|