Если говорить об эмоциональном интеллекте для HR-специалиста, термин обозначает общее название умений и навыков, которые связаны с управлением эмоциями в процессе работы с людьми. Наряду с критическим мышлением, уровнем жизненной энергии и цифровой грамотностью эмоциональный интеллект относится к наиболее важным сегодня качествам, которые помогают продуктивно выполнять задачи и добиваться успеха на работе.
Подробнее о видах и методах оценки персонала в компании читайте в статье
Экспресс-тест на эмоциональный интеллект |
Проявление эмоционального интеллекта в рекрутинге
Одним из первых, кого встречает кандидат, придя в компанию – это специалист по подбору персонала. От того, насколько в целом профессионален рекрутер и в частности, насколько высок его уровень эмоционального интеллекта, зависит первое впечатление о потенциальном работодателе и исход переговорного процесса.
Любая коммуникация с соискателем строится из нескольких этапов: контакт в ответ на отклик, онлайн-интервью, очное интервью, экспертная оценка, предложение о работе и преборлинг. Если, к примеру, при первой встрече специалист по персоналу не сумел увидеть и учесть тревогу соискателя, не захотел разрядить обстановку и расположить человека к себе, последующих интервью может не случиться. Или, если на этапе финальной экспертной оценки перегнуть с методами проверки кандидата, ценный специалист откажется от оффера и подбор придется начинать сначала.
Итак, на этапе привлечения и входящей оценки кандидатов HR-у эмоциональный интеллект помогает предположить, какие могут быть эмоции у кандидата, подтвердить или опровергнуть свою гипотезу и создать на собеседовании атмосферу доверия и взаимопонимания: поговорить на нейтральные темы, предложить чай-кофе, уместно пошутить или сделать комплимент. Тогда соискатель почувствует себя комфортно и максимально раскроется. Рекрутер с низким уровнем эмоционального интеллекта вряд ли сможет это сделать.
Какие еще компетенции нужно для HR-специалиста, читайте в статье
Обратите внимание! Если на вопрос «Что вы назовете своими сильными сторонами?» соискатель без лишней скромности называет несколько своих сильных качеств, осознавая их – это признак эмоционального интеллекта. Еще лучше, если на этот вопрос попутно кандидат называет еще и несколько зон развития – то, что хочется улучшить. |
Роль эмоционального интеллекта в реализации задач по адаптации новичков
Для любого даже опытного специалиста период адаптации – стресс, который связан с неизвестностью, большим объемом новой информации, настороженностью коллег и неуверенностью в благоприятном исходе дела. Менеджер по адаптации, у которого хорошо развит эмоциональный интеллект, все это считывает и знает, что уместно, а что нет в этот период по отношению к новобранцу.
Например, кто-то готов переработать полный массив адаптационных материалов разом, а кому-то придется давать информацию порциями и проводить промежуточные беседы. Только EQ поможет HR-у в каждый момент оценивать, насколько понятна эта информация сотруднику, не возникает ли у него отторжения от неуверенности и от того, что он не до конца понимает, что требует наставник или руководитель.
Польза эмоционального интеллекта в процессе оценки персонала
Основная задача оценки персонала – получить достоверные данные о том, в какой степени сотрудник владеет или овладел знаниями или отработал нужные для работы навыки. Поэтому в процессе оценочного интервью важно наладить обратную связь с сотрудником – спросить, что получается, что дается с трудом, какая нужна помощь или ресурсы.
Чтобы правильно услышать собеседника также требуется эмоциональный интеллект. Он поможет распознать формальные ответы, скрытый негатив и даже агрессию. А если требуется дать отрицательную обратную связь постоянное развитие эмоционального интеллекта поможет HR-у находить нужные слова, которые не вызовут негативных эмоций у сотрудника и не подавят желание работать и развиваться.
Обратите внимание! Человек с высоким эмоциональным интеллектом постарается не ввязываться в открытый конфликт, спокойно объяснив свою позицию. |
Эмоциональный интеллект поможет в работе с мотивационным блоком задач
Что значит эмоциональный интеллект в работе персонала и важен ли он для руководителей, можно понять по тому, как выстроена в компании система нематериальной мотивации.
На уровень EQ в компании указывает то, насколько принята публичная похвала, доступно ли общение с руководителем, проводят ли управленцы вдохновляющие активности – все это затрагивает эмоции и формирует психологическую атмосферу в коллективе, дает чувство гордости, удовлетворения и ощущение собственной значимости. Эмоциональный интеллект руководителя здесь очень важен. А материальная мотивация, напротив, строится на логике и объективных данных.
Экспресс-тест на эмоциональный интеллект скачайте по ссылке
9 признаков высокого уровня эмоционального интеллекта у HR-специалиста
1. Здоровая, адекватная самооценка. Сотрудник относится к себе хорошо, самокритика не перерастает в самобичевание, специалист знает себе цену и смело берется за работу, с которой способен справляться.
2. Способность распознавать и контролировать собственные эмоции. Человек осознает, когда рассержен, напуган или, к примеру, растерян. Он не путает состояния и способен удерживаться от неуместного их проявления. Понимает причины и возможные последствия эмоциональных всплесков.
3. Умение вербально выражать мысли и чувства. Специалист в процессе общения может описать свое состояние словами и образами, которые понятны другим людям, а не жестами и ненормативной лексикой.
4. Способность использовать свои психологические ресурсы. Человек с помощью них добивается своего, убеждает людей, проводит решения и инициирует процессы.
5. Осознанное решение не поддаваться влиянию негативных эмоций других людей. Такой человек не отзеркаливает негатив, не ведется на провокации и не попадает в неприятные ситуации из-за внешнего эмоционального фона.
6. Проявление эмпатии. Работник распознает, понимает и словами описывает чувства своих собеседников.
7. Социальная ответственность. Сотрудник продуктивно взаимодействует и решает задачи с другими людьми в социальной группе.
8. Способность строить отношения с окружающими. Специалист пользуется вербальными и невербальными средствами, чтобы развивать, а потом поддерживать конструктивные контакты.
9. Умение превратить проблему в задачу. При возникновении проблемы, сотрудник анализирует причины, осознает желаемый результат и формулирует задачу для себя и в идеале для других.
|