По результатам телефонного интервью с кандидатом рекрутер получает информацию о том, насколько специалист соответствует формальным требованиям вакансии, подходит по предыдущему опыту работы и действительно ли готов пройти дальнейшие этапы отбора. Этот инструмент рекрутинга помогает получить более качественную воронку и экономит ресурсы. В статье о том, как организовать процесс и какие задавать вопросы на телефонном интервью, чтобы отсечь заведомо неподходящих кандидатов.
Содержание
Когда проводить телефонное интервью |
Памятка «О чем спросить и что оценивать в ходе телефонного интервью»
Примеры скриптов телефонного интервью |
Когда проводить телефонное интервью
Как инструмент входящей оценки рекрутеры применяют телефонное интервью после того, как отклик кандидата на вакансию отсортирован как положительный. Если резюме заполнено детально, конечно, можно сразу договориться о личной встрече или онлайн-интервью.
Если в тексте не хватает значимых фактов об опыте работы и квалификации или есть сомнения, что человек правильно прочитал и понял текст, лучше предварительно созвониться. Короткое телефонное собеседование сэкономит время и той, и другой стороны.
Четыре примера ситуаций, когда предпочтительно сделать предварительный звонок кандидату на вакансию
1. В тексте объявления указано, что после испытательного срока сотруднику предстоит длительная командировка в отделенный регион и рекрутер должен убедиться, что специалист считал и обратил внимание на это.
2. На вакансию руководителя отдела по работе с клиентами, к примеру, нужен человек с опытом участия в судебных разбирательствах, а в резюме этот момент не отражен.
3. Отклик был получен некоторое время назад и требуется подтвердить, что вакансия претенденту еще интересна.
4. Телефонное интервью с кандидатом даст возможность оценить некоторые из личностных качеств и навыки общения – умение вести диалог, интонацию речи, ее качество и словарный запас, общий уровень культуры человека. Собеседование по телефону поможет также понять, насколько претендент открыт, внимателен к тому, что слышит и мотивирован работать в компании. |
Телефонное интервью, как и любой инструмент оценки, имеет свои ограничения. Среди них:
-
многие люди не отвечают на звонки с незнакомых номеров, поэтому требуется предварительное информирование;
-
нет возможности оценить выражение лица и жесты собеседника;
-
может не хватить времени, чтобы составить впечатление о кандидате;
-
сложно отследить реакцию специалиста на вопросы;
-
по телефону сложнее установить эмоциональный контакт;
-
могут возникнуть технические проблемы или сбой связи как раз в самый ответственный момент;
-
ограничена возможность демонстрации визуальных элементов.
Обратите внимание! Основное преимущество телефонного интервью в том, что за 5–7 минут можно проверить основную информацию о кандидате и принять решение, если смысл рассматривать его на вакансию дальше. Особенно если кандидат в данный момент находится в другом городе. При том, что собеседник в этот момент с большой вероятностью находится в комфортных для себя условиях без напряжения и стресса. |
Как провести собеседование по телефону
Оптимальное время предварительного телефонного интервью, чтобы составить первое впечатление о собеседнике, уточнить информацию и убедиться в его мотивации – от 5 до 10 минут. Если же собеседование по телефону по каким-то причинам должно заменить личную встречу, и по его результатам будет принято решение о трудоустройстве, требуется больше времени – до 30–40 минут. Это обусловлено тем, что может понадобиться более детально расспросить об опыте и даже может провести тестовые испытания.
Структура стандартного разговора по телефону с кандидатом на вакансию следующая:
1. Поприветствовать собеседника и установить контакт;
2. Задать ему уточняющие вопросы по резюме;
3. Услышать ответы на заданные вопросы;
4. Предложить претенденту на вакансию задать собственные вопросы;
5. Оговориться о дальнейшем взаимодействии;
6. Попрощаться.
Одна из целей, которую рекрутер достигает методом телефонного интервью – отсеять неподходящих кандидатов, чтобы не допустить их до личной встречи. Для этого используют так называемые отсекающие вопросы по принципиально важным требованиям с обеих сторон.
Примеры отсекающих вопросов
1. «Есть ли у вас действующие сертификаты по……?»;
2. «Вы действительно готовы к командировкам до 50 процентов рабочего времени?»;
3. «У вас есть условия для полностью удаленной работы?»;
4. «Готовы ли вы к добровольной проверке силами нашей службы безопасности?». |
Скрипт телефонного интервью для трех ситуаций скачайте здесь
Что спросить и что оценить | Пояснение |
Текущую локацию |
Где кандидат живет, ожидаются ли изменения, готов ли к релокации или активным деловым поездкам |
Профстатус |
Работает ли, как быстро готов выйти на работу, ищет основную или дополнительную работу, в штат или сотрудничество |
Наличие гражданства РФ или вида на жительство (ВНЖ) |
Если у организации ограничение на работу с иностранцами |
Полную версию таблицы скачайте здесь
Чем закончить собеседование по телефону
Если в процессе телефонного интервью рекрутер понимает, что кандидат соответствует формальным требованиям вакансии и мотивирован участвовать в отборочных мероприятиях, следующим этапом нужно согласовать время очной или онлайн встречи.
Как пригласить на собеседование по телефону (пример)
«Спасибо за то, что уделили время! Предлагаю встретиться и продолжить беседу по вакансии Эксперта по правовым вопросам сбыта. В понедельник с 12.00 до 16.00 удобно будет приехать по адресу Москва, ул. Московская, д.1 корпус 1?».
При положительном ответе кандидата можно продолжить:
«Я отправляю вам ссылку на страницу контактов и схему проезда в наш офис. Буду вас ждать, всего доброго!».
Если же очевидно, что претендент не подходит на вакансию, лучше корректно закончить коммуникацию без создания ложных ожиданий. Фраза «Мы вам перезвоним в течение недели» не подойдет.
«Спасибо, чтоб уделили время. К сожалению, ваш опыт (квалификация, сертификаты, личные данные) отличаются от тех требований, которые требуются для работы на этой позиции. Удачи вам и успехов!». |