Выбор подходящих методов обучения персонала зависит от нескольких важных факторов. Нужно четко определить цели проекта, уровень подготовки обучающихся и спланировать ресурсы. В статье – наиболее востребованные и доказавшие на практике свою результативность методы обучения сотрудников.
Содержание
|
![]() |
Памятка «Обзор популярных форматов обучающего контента»
Таблица примеров инновационных методов обучения сотрудников
Таблица примеров традиционных методов обучения сотрудников |
Традиционные методы обучения сотрудников
Основные характеристики проверенных временем подходов к корпоративному обучению: очное синхронное взаимодействие спикера с аудиторией, а также передача знаний через лекции, практические занятия и демонстрации.
К традиционным методам обучения персонала относятся лекции, семинары, тренинги, наставничество и обучение на рабочем месте. Эти форматы эффективны, когда нужно передать сотрудникам базовую информацию, помочь им отработать практические навыки и организовать практику преемственности корпоративных знаний.
Есть у традиционных методов обучения сотрудников и ограничения:
-
высокая стоимость;
-
ограниченная гибкость;
-
пассивное участие;
-
ограниченный охват аудитории;
-
затруднения в отслеживании индивидуального прогресса;
-
трудоемкость подготовки;
-
сложная адаптация к изменениям.
Обзор традиционных методов обучения сотрудников
Метод обучения | Описание | Пример |
Лекция |
Подходит для передачи большого объема информации. Лучше работает в сочетании с интерактивными элементами |
Вводный курс по правилам внутреннего распорядка для новых сотрудников |
Тренинг |
Включает практические упражнения, ролевые игры и обратную связь. Тренинги могут быть как групповыми, так и индивидуальными |
Тренинг по продажам с отработкой навыков презентации и возражений с использованием ролевых игр |
Наставничество (менторинг) |
Практика, когда опытный сотрудник передает знания и навыки менее опытному. Это индивидуальный подход, позволяющий адаптировать обучение к специфическим потребностям сотрудника |
Опытный программист помогает новому разработчику освоиться в проекте и разобраться в кодовой базе |
Работа в команде (коучинг) |
Руководитель или опытный сотрудник помогает подопечному достичь определенных целей, предоставляя поддержку и обратную связь |
Руководитель помогает сотруднику улучшить навыки публичных выступлений, предоставляя обратную связь после каждой презентации и предлагая практические советы |
Полную версию таблицы скачайте по ссылке
Инновационные методы обучения сотрудников
Современные подходы к обучению сотрудников предполагают использование новых технологий – автоматизации и цифровых инструментов. В отличие от традиционных методов обучения сотрудников они ориентированы на индивидуальный подход, активное участие обучаемых и гибкость в процессе передачи знаний.
К инновационным методам относятся:
-
электронное обучение (e-learning),
-
мобильное обучение (m-learning),
-
игровое обучение (геймификация),
-
обучение с помощью виртуальной и дополненной реальности (VR/AR),
-
микрообучение, обучение на основе проектов и симуляции.
Все вышеперечисленные инновационные методы обучения персонала позволяют преодолеть ограничения традиционных методов, предлагая доступ к обучению в любое время и в любом месте, персонализированные учебные планы, увлекательный и интерактивный процесс обучения, а также возможность отслеживать прогресс и получать оперативную обратную связь.
Обзор традиционных методов обучения сотрудников
Метод обучения | Описание | Пример |
Электронное обучение (e-learning) |
Обучение с использованием онлайн-платформ, видеоуроков, интерактивных симуляций и тестов. Доступно, гибко и позволяет обучаться в удобное время и темпе |
Онлайн-курс по использованию новой CRM-системы, доступный всем сотрудникам отдела продаж |
Мобильное обучение (m-learning) |
Обучение с использованием мобильных устройств (смартфонов, планшетов). Идеально подходит для обучения в полевых условиях или для кратких, повторяющихся инструкций |
Мобильное приложение с инструкциями по технике безопасности для сотрудников склада |
Обучение на рабочем месте |
Обучение происходит непосредственно на рабочем месте под руководством опытного сотрудника. Практический и эффективный метод, но требует контроля и обратной связи |
Новый сотрудник обучается работе на станке под руководством опытного оператора |
Полную версию таблицы скачайте по ссылке
Четыре условия, которые помогут выбирать эффективные методы обучения сотрудников
1. Использовать комбинированный подход. Лучше всего работает смешанное обучение, сочетающее традиционные и инновационные методы.
2. Проводить пилотные проекты. Перед внедрением нового метода обучения персонала на всю компанию, рекомендуется провести пилотный проект с небольшой группой сотрудников.
3. Обеспечить обратную связь. Сбор обратной связи от сотрудников поможет улучшить процесс обучения и повысить его эффективность.
4. Постоянно мониторить и адаптироваться. Полезно постоянно отслеживать результаты обучения и адаптировать методы к изменяющимся условиям и потребностям компании.
|
![]() |
Обратите внимание! Лучших результатов поможет добиться комбинация традиционных и инновационных методов обучения сотрудников в формате смешанного обучения. Очные занятия обеспечат непосредственное взаимодействие с преподавателем и другими участниками, помогут проработать сложные темы в группе и получить «живую» обратную связь. Онлайн-компоненты – дадут гибкость, доступность и возможность самостоятельной работы в удобном режиме. |