Корпоративные стратегии обучения и развития – это глобальный план, который включает действия, мероприятия и инструменты работы по повышению качества человеческих ресурсов согласно общей стратегии бизнеса компании. Чтобы построить эффективные стратегии обучения и развития, нужно четко понимать и учитывать взаимосвязь стратегий на всех уровнях управления и принимать во внимание перспективные планы бизнеса. В статье – процесс формирования стратегии развития персонала, который состоит из четырех основных этапов.
О том, каким навыкам сегодня обучать сотрудников успешной компании читайте в статье.
Содержание
Этап 1. Анализ текущей ситуации Этап 2. Разработка стратегии обучения Этап 4. Организация и контроль исполнения стратегии развития персонала |
Таблица «Пять элементов «упаковки» современной успешной стратегии обучения персонала компании» |
Этап 1. Анализ текущей ситуации
Разработка стратегии развития персонала начинается с анализа общей стратегии. Цель – определить ключевые зоны в деятельности компании, где влияние персонала наиболее чувствительно – так называемые персоналозависимые зоны. Другими словами, нужно выделить процессы, в которых успех зависит в большей степени от качества работы сотрудников, а уже потом от технологий, производственных и маркетинговых решений. Именно эти процессы нужно будет в первую очередь поддержать с помощью обучения и развития персонала.
В рамах анализа текущей ситуации проводят анализ HR-стратегии, чтобы понимать как компания планирует дальше строить работу с персоналом. Также нужно посмотреть стратегии функциональных подразделений, чтобы заручиться поддержкой руководителей. Их участие в обучении и развитии персонала должно быть значимым и выраженным в практических действиях. Например, если компания переходит на новую автоматизированную систему, а производственное подразделение на новую платформу учета материалов и готовой продукции, нужно будет в первую очередь наладить обучение работе в новых условиях с участием управленцев.
Чтобы минимизировать риск сопротивления персонала будущему обучению полезно регулярно мониторить потребности и ожидания потенциальных участников планируемого процесса. Это поможет более точно выстраивать стратегии процесса обучения, содержание и форматы обучающих мероприятий и контента.
Совет. Помимо ожиданий линейных сотрудников и руководителей нужно будет определить актуальные и пролонгированные потребности в обучении и развитии – какие именно знания и навыки понадобятся компании в ближайшем будущем, чтобы реализовать бизнес-планы. |
Этап 2. Разработка стратегии обучения
На этом этапе разрабатывают собственно основу стратегии, в результате чего заинтересованные лица получат несколько набросков вариантов стратегий. Задача этапа –посмотреть и обсудить с управленцами, какие стратегии обучения и развития точно подойдут компании, какова ориентировочная стоимость реализации каждой стратегии и на какие результаты можно будет рассчитывать.
Главный показатель правильно выбранной стратегии – она должна потенциально способствовать достижению целей и задач компании с как можно более оптимальным использованием временных и финансовых ресурсов.
Проект стратегии содержит гипотезы о том, как будет строится управление системой корпоративного обучения, какая структура возьмет на себя этот процесс и с каким штатом. Также из проекта стратегии развития персонала должно стать понятно:
-
как будут создаваться планы обучения и их наполнение;
-
как будет строиться взаимодействие с поставщиками образовательных и развивающих услуг;
-
какой подход к бюджетированию будет принят;
-
кто станет держателем бюджета;
-
какие методы обучения и развития персонала использовать;
-
как считать эффективность.
Обратите внимание! Один из наиболее значимых элементов построения стратегии обучения – выбор платформы. На ней будут храниться модули уроков, курсы и другие обучающие материалы, а также корпоративная база знаний компании. Сюда же загружают результаты оценок и аттестаций, отчеты об оценке знаний сотрудников, бонусные программы, контакты, корпоративные новости и другие важный контент. |
Этап 3. Проверка гипотез
Когда проект стратегии обучения персонала сформулирован, полезно будет провести ретроспективный его анализ. Это позволит еще раз убедиться, что план действительно соответствует корпоративной стратегии, он в полной мере интегрирован с другими функциональными стратегиями и скорее всего сможет помочь компании достичь поставленных целей.
Кроме того, стоит убедиться в том, что будущая стратегия удовлетворяет ожиданиям и потребностям каждой из заинтересованных сторон процесса. Данный этап помогает оценить эффективность стратегии: если бизнес-стратегия будет достигнута, то стратегия обучения и развития была эффективна.
Стратегия обучения по модели «50:30:20»: теория плюс практика
50% времени – обучение в полях, на рабочем месте или в смоделированных и близких к натуральным условиях, которые имитируют реальные ежедневные задачи. Так сотрудник нарабатывает практический опыт, проводит работу над ошибками, учится оптимальным способам решения задач.
30% времени – обучение через взаимодействие с руководителем, наставником и коллегами.
20% времени – традиционное обучение через теоретические инструменты: лекции, курсы, учебники, семинары, митапы, вебинары. |
Этап 4. Организация и контроль исполнения стратегии развития персонала
Создать проект стратегии обучения и развития персонала – важный объем работы, от которого во многом зависит дальнейший успех начинания. Но не менее значимо – правильно реализовать стратегию, использовав запланированные ресурсы и средства, а также гибко реагируя на изменения внешней и внутренней среды.
Сегодня есть несколько трендовых инструментов, которые все больше компании включают в процесс планирования стратегии развития персонала. Во-первых, упор на сторителлинг в цифровом обучении. Истории из жизни компании помогают транслировать принятые модели корпоративного поведения и проще воспринимать информацию.
Во-вторых, важно предусмотреть адаптированность программ корпоративного обучения под мобильные платформы. Среди востребованного контента электронные книги, образовательные тесты, видео ролики, подкасты, инфографика и аудио – все всегда под рукой.
Чтобы реализация стратегии развития персонала предприятия шла продуктивнее, компании кастомизируют учебные активности, персонализируя их – у каждого участника процесса обучения есть свои особенности, сильные и слабые стороны. Плюс востребованы элементы игры, которые превращают обучение в увлекательный процесс.
Пять элементов «упаковки» современной успешной стратегии развития персонала предприятия скачайте здесь
Обратите внимание! Лучшей реализации стратегии развития и обучения персонала организации способствует гибридный формат, который предполагает совмещение самостоятельного изучения материалов онлайн с обменом опытом и знаниями с группой с возможностью очных встреч. |