Обучение в формате онлайн стало повседневной практикой для многих компаний. Гибкость, доступность и большие охваты делают его привлекательным инструментом для повышения квалификации и адаптации к новым вызовам. Однако у онлайн-обучения сотрудников есть и свои риски. В статье о том, что это за риски и как их не допустить.
![]() |
Памятка «10 причин почему онлайн-обучение может провалиться»
Памятка «Обзор популярных форматов обучающего контента»
Памятка «Риски в процессе онлайн-обучения сотрудников и возможные решения» |
Риск 1. Использовать в онлайн-обучении сотрудников традиционный контент
Неверно предлагать сотрудникам пройти онлайн-обучение, просто перенеся в онлайн-формат тексты, инструкции, регламенты и тесты без переработки и правок. В корпоративном онлайн-обучении сотрудников очные инструменты работают плохо. Это касается, прежде всего, форматов и структуры контента.
Контент для обучения сотрудников дистанционно нужно переработать с учетом цифровых требований – материалы должны быть краткими, наглядными и исключительно по делу. К примеру, вместо длинной текстовой информации в онлайн нужен обучающий ролик, вместо печатной инструкции – памятка или гайд с инфографикой, а вместо монотонной лекции можно попробовать анимацию или ролевой видео-кейс.
Также для обучения сотрудников дистанционно востребованы:
|
![]() |
Обратите внимание! В цифровой обучающей среде, как правило, не проводят сбор ожиданий вначале урока и не собирают мнения в завершении мероприятия, как это делается при очном обучении. Эти этапы не вписываются в логические и временные рамки онлайн-обучения сотрудников компании. |
Риск 2. Сделать обучение в формате онлайн продолжительным по времени
В онлайн-среде плохо работают очные методы обучения и длинные форматы лекций, вебинаров, диспутов и обучающих фильмов. Востребованы интенсивные программы, в ходе которых можно быстро получить практические навыки или информацию по конкретному вопросу. Онлайн-обучение сотрудников проходит при помощи корпоративного приложения или специальной платформы с мини-курсами и системой тестовой оценки.
![]() |
Совет. В обучении сотрудников дистанционно лучше всего сделать ставку на быстрые целевые курсы до двух месяцев и короткие уроки до 20 минут. Цель – получить информацию, освоить навык и сразу применить знания в рабочих кейсах или в реальной задаче. |
Риск 3. Сделать обучение сотрудников дистанционно однообразным
Плохо, если онлайн-обучение сотрудников компании содержит только какой-то один вид контента – картинку, звук, текст или видео.
Сотрудникам будет проще пройти онлайн-обучение, если предусмотреть воздействия на разные каналы восприятия информации:
-
визуальный,
-
аудиальный,
-
кинестетический,
-
смешанный.
Чтобы мотивировать персонал пройти онлайн-обучение и вовлечь в процесс как можно больше участников, полезно максимально разнообразить форматы обучающих мероприятий. Тогда уровень остаточных знаний будет выше.
Идеально, если в комплексе будут работать:
-
яркая картинка;
-
правильно подобранный звук;
-
текстовые вставки по теме;
-
интерактивные элементы;
-
динамичные видео-ролики.
Риск 4. Начать обучение в формате онлайн без предварительной подготовки
Недостаточная техническая подготовка организаторов обучения и обучающихся – одна из главных причин ошибок в организации процесса. Предварительная подготовка нужна на этапе планирования обучения в формате онлайн, разработки сценария обучения, в процессе обучения и при пост поддержке.
Важно убедиться, что участники проекта онлайн-обучения сотрудников владеют навыками работы на различных цифровых платформах, умеют создавать и упаковывать обучающий контент, а также вести диалог с удаленной аудиторией.
![]() |
Обратите внимание! Понятие цифровой грамотности включает в себя также умение активно участвовать в групповой работе, выполнять интерактивные упражнения с помощью онлайн-инструментов, проходить тесты, настраивать интерфейс системы под свои потребности. |
Риск 5. Формально организовать онлайн-обучение сотрудников
Не стоит воспринимать онлайн-обучение сотрудников только как модный тренд и внедрять, чтобы было «как у всех». В этом случае, скорее всего, никто не будет проводить предварительно готовить преподавателей, кураторов обучения и мотивировать слушателей пройти онлайн-обучение.
Сотрудников не вовлекают в процесс и не проверяют, есть ли у них возможность пройти обучение в сети. Люди просто в определенный момент получают уведомление о том, когда начнется курс и когда назначены контрольные мероприятия. Или им просто присылают ссылку на определенный ресурс, где нужно самостоятельно прочитать или посмотреть какие-либо учебные материалы и написать руководителю по ним эссе. Такое онлайн-обучение сотрудников обречено на низкую эффективность и воспринимается персоналом как ненужное отвлечение от работы.
Дополнительные риски онлайн-обучения сотрудников и решения
Риск | Описание проблемы | Решение |
Низкая мотивация и вовлеченность сотрудников |
Отсутствие личного контакта с преподавателем, необходимость самодисциплины и отвлекающие факторы домашней обстановки могут снизить мотивацию к обучению и привести к низкой вовлеченности |
|
Технические сложности и ограниченный доступ |
Неустойчивое интернет-соединение, отсутствие необходимого оборудования или навыков работы с онлайн-платформами могут препятствовать доступу к обучению |
|
Некачественный или устаревший контент |
Устаревший, неактуальный или неинтересный контент может привести к разочарованию сотрудников и снижению эффективности обучения |
|
Полную версию таблицы скачайте по ссылке