Тестирование персонала используют в качестве информативного инструмента подбора, обучения и развития сотрудников. Основная цель – оценить уровень знаний и навыков в ситуации, когда недостаточно побеседовать или понаблюдать за специалистом в процессе работы. Из статьи узнаете, какие задачи решать с помощью тестирования сотрудников и какие методики использовать.
Содержание
Какие задачи решают с помощью тестирования сотрудников Виды и методы тестирования персонала Этическая сторона личностного и профессионального тестирования персонала |
![]() |
Памятка с инструментами входящей оценки кандидатов
Памятка «Обзор методов оценки персонала»
Таблица методов тестирования сотрудников |
Какие задачи решают с помощью тестирования сотрудников
Тестирование персонала не оценивает результаты работы сотрудников – для этого есть ключевые показатели (KPI), система управления по целям OKR, анализ продуктивности и эффективности. Методы тестирования сотрудников замеряют уровень знаний, навыков и потенциала, чтобы принимать обоснованные решения по подбору, развитию и ротации специалистов.
Тестирование сотрудников дает возможность решить широкий спектр задач. С его помощью можно оценить соответствие внешнего или внутреннего кандидата профилю должности, сравнивая результаты с требованиями конкретной должности. Это особенно важно для ролей, которые требуют специфических технических навыков или глубоких предметных знаний.
Некоторые тесты одновременно оценивают текущий уровень подготовки и могут прогнозировать потенциал сотрудника к обучению и развитию. Это помогает HR-специалисту лучше понять, кто из кандидатов сможет быстро освоить новые навыки и вырасти в компании.
Еще несколько важных задач, которые можно решить с помощью тестирования сотрудников
|
![]() |
Обратите внимание! Тестирование сотрудников при правильном использовании становится эффективным инструментом управления персоналом. Важно только использовать проверенные тесты, действовать этично и избегать принуждения к процессу оценки. |
Виды и методы тестирования персонала
Тестирование сотрудников нужно, чтобы точнее понять уровень знаний, способностей, паттернов поведения и других качеств, которые важны для эффективной работы в определенной должности. В арсенале специалистов по оценке на каждый случай есть разнообразные виды и методы тестирования персонала.
Их можно классифицировать по нескольким критериям:
-
по типу оцениваемых компетенций,
-
по форме организации процесса,
-
по методу оценки.
Какой именно метод выбрать в определенном случае зависит от специфики должности, целей оценки и доступных ресурсов. Ниже в таблице – подробнее о каждом методе тестирования персонала.
Классификация методов тестирования сотрудников
Группа тестов | Описание | Примеры |
По типу оцениваемых компетенций |
Тесты на интеллект (IQ-тесты) – оценивают общий уровень интеллектуальных способностей, включая логическое мышление, память, внимание, вербальные и невербальные навыки |
|
Тесты способностей – измеряют специфические способности, необходимые для выполнения определенной работы |
|
|
Тесты на личностные качества – определяют черты характера, мотивацию, ценности, стиль поведения |
Опросники 16PF, MBTI, СМИЛ |
|
Тесты на стрессоустойчивость – оценивают способность человека справляться с напряженными ситуациями и давлением. Часто включают в себя симуляцию стрессовых ситуаций. |
Шкала тревоги Бека |
|
Тесты на креативность – измеряют способность человека генерить новые идеи и мылить нестандартно |
Тест креативности Торренса, тесты на основе портфолио |
|
Тесты на эмоциональный интеллект (EQ) – оценивают способность понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей |
Тест Холла, тест Викиум, тест Мэйера – Сэловея – Карузо |
Полную версию таблицы скачайте по ссылке
Этическая сторона личностного и профессионального тестирования персонала
Методики тестирования персонала помогают компаниям объективно оценить кандидатов, выявляя их сильные и слабые стороны, потенциал и соответствие требованиям должности. Важно только помнить о потенциальных этических проблемах.
Во-первых, валидность и надежность используемых тестов должны быть тщательно проверены. Применение некачественных или устаревших тестов может привести к дискриминации и несправедливым решениям.
Во-вторых, должна быть гарантирована конфиденциальность результатов тестов. Это значит, что информацию о личностных качествах оцениваемых можно использовать только в контексте текущего процесса. Разглашение таких данных без согласия кандидата расценивается как грубое нарушение этических норм.
В-третьих, важно учитывать культурные особенности и избегать использования тестов, которые могут быть предвзятыми по отношению к определенным группам людей. Тесты должны быть справедливыми и объективными для всех кандидатов, независимо от их происхождения, пола, возраста или вероисповедания.
![]() |
Обратите внимание! Нужно обязательно информировать сотрудников и кандидатов о целях тестирования и о том, как будут использоваться собранные данные. При этом человек должен иметь возможность отказаться от прохождения теста, не опасаясь негативных последствий. |