Способность сотрудников генерировать идеи дает возможность компании построить творческую атмосферу в командах и развивать процессы. Пока персонал просто выполняет функции «от и до» трудно добиться выдающихся результатов – сотрудники должны пытаться найти лучшие решения. В статье несколько способов мотивировать персонал генерировать идеи и делиться ими.
Содержание
Вычислить новаторов и создать им благоприятную среду Транслировать персоналу, что компания ждет новые идеи Не перебарщивать с оценкой идей и инициатив |
Памятка «Методы генерации идей» |
Вычислить новаторов и создать им благоприятную среду
Среднестатистический сотрудник склонен к консерватизму – он неохотно внедряет новшества и пользуется новыми технологиями в работе. Особенно если в компании все идет благополучно, не намечается кризиса и все процессы налажены. Но в любом коллективе обязательно найдется новатор, для которого важно генерировать идеи и легально их использовать в своей работе. Он точно знает, как генерировать идеи и для чего это нужно ему самому. Таких людей нужно вычислить с помощью мотивирующих активностей и помочь им реализоваться.
Совет. Умение генерировать идеи – ценное качество сотрудника. Полезно ежеквартально выделять тех, кто предлагает и разрабатывает идеи. На общих собраниях и индивидуальных встречах нужно разъяснять сотрудникам, почему важно искать новые пути и постоянно улучшать работу. И главное, как это отразится на индивидуальных результатах и доходе. |
Транслировать персоналу, что компания ждет новые идеи
Часто сотрудники уверены, что руководители воспринимают процесс придумывания идей подчиненными как дополнительную, второстепенную работу. Есть даже такой расхожий мем «Инициатива наказуема». Поэтому важно показать сотрудникам, насколько для компании ценно то, что они придумывают и предлагают – а именно, их генерация идей.
Например, можно объявить конкурсный отбор в клуб «фантазеров на окладе» с дополнительными привилегиями. Или включить в процесс генерации идей элементы геймификации – закрутить игровой сюжет, победителем которого станет тот, кто придумает способы выйти из трудной ситуации и победить, к примеру, брак в работе. К игре можно также привлечь топ-менеджеров в качестве арбитров или капитанов команд.
Обратите внимание! Для развития креативного мышления важна мотивация. А самый большой риск демотивировать тех, кто выдвигает идеи – оставить инициативы только на бумаге и никак их не реализовать. Новатор, который так и не увидел влияние своего решения на работу компании, вряд ли будет снова предлагать идеи. Если достойные идеи есть, важно проследить их путь и держать в курсе автора и всю команду. |
Не перебарщивать с оценкой идей и инициатив
Главный тезис, который нужно донести до людей – на этапе генерации не бывает плохих и хороших идей и предложений. Это как в мозговом штурме – все предложения принимаются безоценочно и обсуждаются всей группой. А в процессе экспертизы инициатив важно оценивать не человека, который высказал свое мнение, а рабочую задачу, в которой его идея применима. Если же в процессе обсуждения между участниками возникают споры и конфликты, лучше решить их методом амортизации.
Обратите внимание! Прием амортизации в устранении разногласий базируется на трех аксиомах – человек в целом о себе хорошего мнения, каждый в общении настроен на согласие с собой и в отношениях действуют законы инерции. Чтобы снять конфликт, нужно сразу согласиться с доводами собеседника, а только потом высказать контрдоводы. Например: «Я согласен с тем, что ты сомневаешься в жизнеспособности идеи – ты болеешь за конечный результат. Но все-же давай еще раз рассмотрим плюсы и минусы инициативы Ивана». |
Внедрить инновационные собрания
Инновационные собрания по-другому можно назвать стратегическими сессиями. Это мероприятия, на которых выстраивают планы на будущее и прорабатывают идеи. Нужно только провести игру интересно, ненавязчиво и без насилия.
Деловые игры включают элемент соревнования, ведь команды или отдельные люди могут выигрывать призы. В зависимости от поставленной задачи можно использовать разные деловые игры — например, регламентированная дискуссия или вертушка.
Для обсуждения вопроса за или против какого-то решения больше всего подходит регламентированная дискуссия. В этой игре есть состязательность точек зрения, которые защищают команды. Есть оппоненты, возможность возразить, поспорить. Сама процедура регламентированной дискуссии позволяет выслушать все мнения, учесть наиболее значимые и прийти к общему знаменателю.
Памятку «Методы генерации идей» скачайте по ссылке
Интегрировать в жизнь компании инструменты сбора идей
У сотрудников обычно возникает достаточно хороших идей по развитию бизнеса и улучшению процессов. Ведь они видят бизнес изнутри и с такого ракурса, о котором руководители даже не задумываются. Именно рядовые сотрудники видят недочеты в процессах, качестве услуги или товара, подмечают слабые места на производстве и в продажах. Нужно только придумать инструмент, с помощью которого люди будут делиться своими соображениями. Это может быть горячая линия «генератор инициатив», виртуальная «книга предложений», физически размещенный в зоне ресепшн «банк идей».
Формат – дело вкуса и фантазии. Главное, чтобы в итоге все собранные идеи попадали к топ-менеджерам компании или проходили предварительную обработку специально выделенным для этой работы специалистом.
Перечень инструментов сбора идей сотрудников
|