В распоряжении специалистов по оценке персонала сегодня есть множество эффективных инструментов оценки под любую задачу – групповые, индивидуальные и смешанные методики для очной и дистанционной оценки. Чтобы не ошибиться и выбрать наиболее подходящий инструмент, нужно определить цели оценки и выбрать критерии. В статье – основные цели оценки персонала и критерии, по которым HR принимает решение о том или ином сотруднике.
О том, как и с какой целью оценивать сотрудников одним из самых популярных методов 360 градусов читайте здесь
Содержание
|
Таблица целей и критериев оценки персонала |
Цели корпоративной оценки персонала
Цели системы оценки персонала можно объединить в три большие группы. Первая – организационные цели. В процессе оценки HR-блок формирует для руководителей аргументы для взвешенных решений о внутренних ротациях, назначениях, стимулирующих выплатах, обучении и продвижении. Например, если в процессе оценки выяснится, что у конкретного работника низкая производительность, можно сделать вывод, что затраты компании на выполнение конкретного объема работ не окупаются. Вывод – содержание сотрудника с низкой продуктивностью невыгодно работодателю. В этом случае нужно как можно быстрее произвести ротацию, чтобы этот работник смог выполнять работу в соответствии с его реальными возможностями.
Вторая группа целей оценки персонала – мотивационные. Здесь в приоритете исследование сильных и слабых личностных качеств сотрудников, их профессионального потенциала, карьерных ожиданий и возможностей для развития. Решение мотивационных целей оценки персонала позволяет повысить заинтересованность каждого сотрудника в труде и положительно влияет на развитие подразделения в целом.
Еще одной целью оценки персонала является процессная группа целей и задач. Эта группа целей работает в части получения и анализа обратной связи, заточена на дальнейшее выстраивание корпоративной культуры, профилактику конфликтных ситуаций и укрепление межличностного взаимодействия между сотрудниками и руководителями.
Обратите внимание! Цели оценки персонала в организации определяют и ее задачи. Основные задачи оценки персонала: определить сотрудников, которые достойны продвижения, снизить риск карьерного роста некомпетентных работников, определить затраты на обучение персонала. Также оценка помогает повысить мотивацию персонала, поддержать обратную связь и разработать актуальные программы обучения и развития. |
Важные критерии оценки персонала компании
Критерии оценки персонала – это показатели, с которыми предстоит сравнить результаты оценки персонала по каждому сотруднику. По-другому можно сказать, что это некий индикатор, по которому в процессе оценки становится понятно, удовлетворяет или нет сотрудник нормативным требованиям должности.
Четыре группы критериев эффективности оценки персонала
Группа | Для чего используют |
Профессиональные критерии |
Применяют при оценке умений, знаний, навыков, опыта сотрудника, результатов его труда и квалификации |
Психологические критерии |
Используют при оценке уровня стрессоустойчивости, гибкости, критического мышления и эмоционального интеллекта |
Деловые критерии |
Применяют при оценке уровня ответственности, самоорганизации, инициативы |
Специфические критерии |
Используют при оценке индивидуальных особенностей сотрудника: авторитета, положения в коллективе, состояния здоровья |
Критерии оценки делятся на основные и дополнительные. Основные критерии оценки персонала используют, чтобы получить целостное представление о сотруднике. Например, об уровне его профессиональной подготовки, продуктивности и качестве работы. Так, оценивая работу менеджера по подбору и адаптации персонала, основными критериями будут:
выполняемый объем работы, связанный с привлечением, входящей оценкой и введением в должность новых сотрудников;
-
сложность закрываемых позиций;
-
соответствие выполненных задач должностным обязанностям;
-
результаты работы и время, потраченное на ее выполнение, а также затраченные ресурсы.
Дополнительные критерии оценки работы персонала используют, чтобы исследовать отдельные качества сотрудников, необходимые на определенной должности. Например, рекрутеру важно владеть методиками отбора на разные позиции, уметь проводить интервью по компетенциям, знать методики личностного и профессионального тестирования и хорошо ориентироваться в цифровых инструментах подбора. А руководитель отдела рекрутинга плюс к этому еще должен быть способен создать условия для работы команды, ставить задачи, осуществлять промежуточный контроль и работать с отклонениями.
Пример целей и критериев оценки персонала скачайте по ссылке.
Совет. Разработку критериев оценки лучше начать с того, что определить список должностей. Затем перейти к анализу функциональных обязанностей по каждой должности и пранжировать возможность применения разных критериев для каждого конкретного случая. При этом нужно учесть количество доступной информации о сотруднике, которого придется оценивать и уточнить важность каждого критерия в разрезе его должности и профессиональной роли. |
Читайте на сайте статьи по теме
Тест DISC: в каких случаях можно применять для оценки персонала
Виды и методы оценки персонала
Как провести оценку удовлетворенности персонала
|