Опрос среди сотрудников помогает измерить их вовлеченность, удовлетворенность работой и получают общую картину общественного мнения по самым разным вопросам корпоративной жизни. В последние несколько популярностью пользуется короткий пульс-опрос, который потеснил традиционные длинные анкеты. В статье о том, действительно ли есть смысл отказаться от увесистых фолиантов с подробными вопросами, и в каких случаях больше уместен тот или иной вариант.
Содержание
Отличие классического опроса работников от пульс-опроса Классический опрос среди сотрудников: в каких случаях применять |
Бланк анкеты для выяснения мотивационных факторов
Образцы пульс-опросов |
Отличие классического опроса работников от пульс-опроса
Классический опрос сотрудников, будь то опрос вовлеченности, лояльности или удовлетворенности персонала заключается в ежегодном, реже полугодовом анкетировании работников сразу по нескольким важным для компании темам.
Чтобы получить информацию для анализа составляют опросник с разбивкой на тематические группы вопросов. Анкета, как правило, включает несколько десятков вопросов, на которые работники отвечают письменно в бумажном варианте или онлайн. Затем HR-блок обрабатывает данные, полученные с помощью опроса сотрудников. Делает выводы и формулирует отчет, который доводит до сведения управленцев для выработки плана мероприятий по изменению текущей ситуации в случае необходимости.
Пульс-опрос отличается от классического. Основные различия – ниже.
Отличия пульс-опроса от классического опроса
1. Представляет собой экспресс-исследование на конкретную тему;
2. Включает не больше пяти-семи вопросов
3. Проводится пульс-опрос каждую неделю или месяц |
Регулярные пульс-опросы позволяют менеджменту компании держать «руку на пульсе», контролировать ситуацию и быстро реагировать на негативные тенденции в настроении коллектива.
Кроме этого, польза пульс-опроса еще и в том, что компания открыто показывает сотрудникам, что их мнение востребовано, их слышат и стараются улучшать ситуацию, развивая культуру изменений.
Обратите внимание! Проблема пульс-опроса – прямое продолжение его основного достоинства. Из-за частоты и краткости, ответы на вопросы перестают восприниматься людьми как возможность громко высказаться и добиться улучшений в том или ином вопросе. Поэтому ответы могут превратиться в формальность. |
Классический опрос среди сотрудников: в каких случаях применять
Классический опрос сотрудников – мероприятие ресурсоемкое. Чтобы получить достоверную информацию нужно:
1. определить цель,
2. верно выбрать методику,
3. грамотно структурировать анкету,
4. мотивировать людей принять участие в опросе,
5. организовать процедуру заполнения анкет,
6. провести глобальный анализ,
7. познакомить сотрудников с результатами и принятыми решениями.
Чтобы выполнить вышеуказанный алгоритм, занятому в проекте персоналу требуется специальная подготовка, опыт, время и определенный бюджет. Поэтому классический опрос показан там, где необходимо провести комплексную оценку факторов, которые повлияли на восприятие сотрудниками того или иного процесса. Например, изменения системы оплаты труда, реорганизации, переезда в другой офис, переход на автоматизированную систему.
По результатам одного такого опроса среди сотрудников можно сделать выводы о причинах сбоев и недовольств и скорректировать действия. Через год после исследования можно будет снова замерить результаты по этим же параметрам и увидеть развитие ситуации в динамике.
Пример анкеты для выяснения мотивационных факторов скачайте здесь
Совет. Один из самых важных и тонких моментов организации и проведения классического опроса сотрудников – обеспечить участие как можно большего числа работников. Иначе ценность такого исследования будет ниже. А сами сотрудники, как правило, относятся к всевозможным опросам без энтузиазма: нужно отвлекаться, непонятны намерения, не хочется лишний раз говорить правду. Поэтому важно правильно продать персоналу опрос, сформулировав пользу лично для каждого и гарантировать анонимность. |
Пульс-опрос: когда лучше использовать
Как уже говорили выше, пуль-опрос – это экспресс-методика, которую проводят на регулярной основе. Современная HR-практика считает недостаточным запрашивать у персонала обратную связь раз в год и даже раз в полгода. Процессы и технологии постоянно ускоряются, поэтому для принятия правильных решений нужна свежая и достоверная информация. Именно поэтому проводить пульс-опрос эффективнее, чем использовать классический опрос работников. Можно сказать, пульс-опрос – это осознанный тренд.
С помощью пульс-опроса можно получить представление об отношении сотрудников к новой программе, качеству ДМС, мнение об организации корпоратива и еще по многим темам. То есть, пульс-опрос становится хорошим инструментом внутреннего маркетинга, когда нужно выяснить четкое мнение по конкретному вопросу.
Примеры пульс-опросов на разные темы скачайте здесь
Обратите внимание! Еще один заметный тренд – пассивные методы получения информации о настроениях в коллективах без опроса сотрудников и ответов. Так программа Tone Analyzer позволяет оценивать эмоциональность текстов в письмах и сообщениях сотрудников во внутренних корпоративных сетях и делать выводы о коллективных настроениях. Есть и другие возможности, например, считывания эмоций по выражению лица с изображений на камерах, которые дают высокие технологии. Суть в том, чтобы начать как можно больше получать обратной связи без активного вовлечения людей. |
Читайте на сайте статьи по теме
Личностные опросники: обзор методик
Тест оценки способностей: обзор методик
Тест DISC: в каких случаях можно применять для оценки персонала
|