Эффективная адаптация персонала снижает показатели добровольной текучести первого года жизненного цикла сотрудника в организации и ускоряет выход специалистов на проектную мощность. В статье расскажем о том, что делает процесс адаптации успешным и как оценить качество онбординга.
Содержание
|
Образцы пульс-опросов
Таблица инструментов для эффективной адаптации
Чек-листы для оценки качества адаптации нового сотрудника |
Условия эффективной адаптации
Ключевая задача онбординга в том, чтобы поддержать результаты эффективного рекрутинга и превратить новичка в полноценного действующего сотрудника. Новичку на начальном этапе жизненного цикла приходится одновременно в течение определенного времени адаптироваться к нескольким для себя новшествам:
1. Почувствовать корпоративную атмосферу, принять культуру и нормы поведения, а также понять в целом, как взаимодействовать внутри сложившейся системы.
2. Быстрее включиться в производственные процессы, изучить рабочие инструменты и методы решения задач, а также привыкнуть к режиму.
3. Адаптироваться профессионально – обновить компетенции с учетом специфики компании, оценить перспективы и условия продвижения.
Эффективная адаптация формируется в несколько этапов, начиная со знакомства с компанией: история, ценности, структура, продукт, коллектив. После знакомства новичку важно почувствовать заботу: доброжелательное отношение со стороны руководства и коллег, помощь в бытовых и рабочих моментах, техническое оснащение рабочего пространства. Только после этого специалист сможет приступить к обучению и с удовольствием постигать уже тонкости профессионального мастерства внутри компании. И, наконец, новому сотруднику на всех этапах требуется обратная связь от наставника, руководителя и команды. Он нуждается в положительной оценке своих действий и в аккуратной ненасильственной корректировке действий, если что-то идет не так.
Обратите внимание! Часто забывают про техническую адаптацию. А ведь новому сотруднику в первый рабочий день нужно открыть доступы к корпоративным ресурсам, дать возможность войти в CRM, подключить к рабочим чатам и группам, прислать ссылки на общие папки и снабдить контактами технических специалистов IT-поддержки. |
Чтобы адаптация оказалась эффективной во всех направлениях нужно, чтобы в компании были созданы определенные условия:
1. Компания должна быть готова принимать новых сотрудников на всех уровнях. Открытость лучше специально декларировать во внутренних документах, продвигать на уровне руководства, чтобы это стало нормой поведения персонала в повседневной жизни. Без этого эффективная адаптация будет затруднена, так как неподготовленный коллектив способен буквально отторгать новичков, не допуская их к информации и коммуникациям.
2. Осознанная мотивация новичков быстрее интегрироваться в команду. Алгоритмы адаптации должны целенаправленно воздействовать на мотиваторы вновь принятых сотрудников, чтобы сформировать у них профессиональную, экономическую и психологическую потребность быстрее разобраться в процессах и влиться в работу. Для этого есть целый комплекс инструментов: допуск к самостоятельной работе с соответствующей оплатой труда, посвящение в резиденты бренда, присвоение статуса эксперта, поручение почетной командной роли, которая будет доступна после адаптационных мероприятий.
3. Хорошо разработанные и обкатанные на практике процедуры и алгоритмы погружения нового сотрудника в корпоративный контекст. Это план адаптации, в который включены ознакомительные беседы, работа с наставником, вводное обучение, деловые игры, адаптационный контент и групповые активности.
Основные цели эффективной адаптации:
|
Смотрите запись вебинара «Успеть за 90 дней. Модель ускоренной адаптации» с Еленой Корбут. |
Критерии эффективной адаптации
Если систематически контролировать ключевые показатели эффективности адаптации, то поймете, насколько управляем и успешен процесс онбординга в компании.
Главный показатель – период, в течение которого у сотрудника получилось выйти на проектную мощность и достигнуть планируемой продуктивности.
Пример
Для многих линейных позиций этот период может занимать 7-10 дней, для высокотехнологичных и узких специалистов – от месяца и больше, а для топ-менеджера, к примеру, с задачей вывести компанию на новый уровень, этот период может растянуться на полгода и больше. |
Важно формализовать показатель и мониторить отклонения, оценивая выполнение сотрудниками KPI в динамике по каждой роли или каждой задачи.
Еще один важный критерий эффективной адаптации новичков в компании - индекс удовлетворенности сотрудников (ESI). Его контролируют с помощью пульс-опросов, которые полезно проводить еженедельно, пока у нового сотрудника не закончится срок испытания. Включите в анкету несколько вопросов, которые можно менять.
Вот пример опросника через неделю после начала адаптации. В нем нужно поставить оценку от 1 до 10:
-
«Достаточно ли вам информации, которую вы получаете в рамках адаптации?»,
-
«Получаете ли вы достаточно поддержки от представителей компании?»,
-
«Соответствует ли на данный момент реальность на новой работе ожиданиям?».
Еще через неделю уместно предложить новым сотрудникам ответить на другие три вопроса:
-
«Комфортно ли вы чувствуете себя на работе?»,
-
«Появились ли у вас приятели в коллективе?»,
-
«Готовы ли вы работать самостоятельно и полную силу?».
Образцы пульс-опросов скачайте здесь
Проанализировав ответы, можно сделать выводы о качестве адаптационных процессов и в случае необходимости скорректировать программу и способы адаптации. Для более глобальной оценки эффективности адаптации полезно периодически замерять показатели NPS – уровень лояльности сотрудников к компании с помощью больших анонимных и лучше автоматизированных опросов. Полученные результаты помогут не пропустить тревожные звоночки, когда в компании начнет расти количество недовольных процессами, а лояльных сотрудников будет становиться меньше.
О том, когда проводить пульс-опрос или классический опрос, читайте в этой статье.
Таблицу инструментов для эффективной адаптации скачайте здесь
Совет. Регулярно рассчитывайте коэффициент текучести новых кадров. Это поможет контролировать количество новых сотрудников, которые добровольно уволились из компании в первый месяц работы или в период испытательного срока. Как правило, если предыдущие критерии эффективности адаптации показывают позитивные значения, этот критерий также стремится к нулю. И наоборот. |