Эйчар – это, простыми словами, специалист по персоналу. Он помогает менеджменту внутри компании создавать и поддерживать здоровую и продуктивную рабочую среду, привлекать и удерживать талантливых сотрудников, а также строить эффективные команды. HR-специалист отвечает за соблюдение трудового законодательства и создание равных возможностей для всех сотрудников. В статье – какими специализациями представлены менеджеры по персоналу и что еще они делают.
HR-директор, директор по персоналу или HR-бизнес партнер
Понятие эйчар широкое и HR-директор к нему тоже относится. Директор по персоналу – это топ-менеджер, который отвечает в компании за ключевые HR-процессы. Он участвует в разработке и корректировке стратегии работы с кадрами, руководит специалистами службы персонала и отвечает за HR-бюджет.
HR-директор планирует, защищает и запускает корпоративные программы, следит за кадровым документооборотом, организует подбор и обучение сотрудников, коммуницирует внутри и за периметром компании и развивает HR-бренд. Как правило, этот сотрудник подчинен непосредственно первому лицу компании или подотчетен коллегиальному управляющему органу, например, совету директоров.
Основной функционал эйчара или зачем нужен HR:
|
Если вы хотите перейти на новый уровень и занять должность HR-директора, или просто обновить знания, то вам поможет наш курс |
Менеджер по персоналу или HR-менеджер
Эйчар – это еще и HR-менеджер. Кто это? Менеджер по персоналу – универсальный специалист в области управления персоналом, который в одном лице совмещает функции подбора, адаптации, обучения, аналитики, участвует в реализации социальных проектов и иногда даже ведет кадровый документооборот.
Задачи HR-специалиста чаще касаются выполнения повседневных операционных задач под руководством директора по персоналу или другого топ-менеджера, которому он подчинен.
В небольших по численности компаниях, например, 30–50 человек, направление управления персоналом вообще может быть представлено только одним эйчаром.
Основные софт-скилы менеджера по персоналу
|
Специалист развитию бренда работодателя и коммуникациям
Эйчар может специализироваться на развитии бренда работодателя и коммуникациях.
HR-брендом называют образ, который целенаправленно строит компания. Это то, как ее видят и оценивают действующие сотрудники и потенциальные кандидаты на рынке труда. Важно, чтобы внутренний и внешний образы транслировали одинаковые ценности и были привлекательными для целевой аудитории.
Эйчар со специализацией в области управления брендом работодателя решает такие задачи:
1. Аудит рынка труда и конкурентов,
2. Проекты в области позиционирования компании на рынке через тексты вакансий,
3. Сайт работодателя,
4. Публикации в СМИ,
5. PR-активности, работа с отзывами в сети.
Решение перечисленных задач помогает укреплять позитивный образ работодателя на рынке труда, поддерживать лояльность действующих и бывших сотрудников компании и как результат привлекать ценных кандидатов. Также в сферу интересов эйчара по развитию HR-бренда входят развитие корпоративной культуры, информирование персонала о новшествах и внутренних событиях, интеграция в повседневную работу команд корпоративных ценностей и организация группового взаимодействия на всех уровнях.
Рекрутер, менеджер по подбору персонала
Эйчар, который ведет подбор и входящую оценку персонала на актуальные вакансии, называется рекрутер или менеджер по подбору персонала.
Ключевых задач рекрутера три:
1. Привлечь релевантных кандидатов и сформировать качественную входящую воронку.
2. Организовать оценку компетенций соискателей и выбрать тех, кто соответствуют профилям вакансий и готовы прийти работать в компанию
3. Довести финальных кандидатов до трудоустройства при помощи инструментов пребординга.
Из перечисленных задач складывается функционал эйчара-рекрутера. Вот некоторые рабочие операции:
1. Составлять профили должностей при участии нанимающих менеджеров;
2. Искать каналы размещения объявлений и размещать там вакансии;
3. Активно искать кандидатов в открытом доступе;
4. Проводить интервью и первичное тестирование онлайн и очно;
5. Давать заключения по успешным кандидатурам заказчикам;
6. Вести аналитику подбора.
В небольших компаниях эйчар-рекрутер отвечает и за адаптацию новичков. В крупных же организациях для этого выделяют специального сотрудника или несколько специалистов по адаптации. Они помогают новобранцам быстрее интегрироваться в компанию, приспособиться к специфике работы и влиться в коллектив. Для этого проводят вовлекающие активности, формируют пакет документов, назначают наставников и сопровождают нового сотрудника вплоть до окончания испытательного срока.
Внедрить инструменты современного рекрутинга, изучить ключевые тренды в поиске и подборе персонала и построить систему подбора, учитывая специфику компании, поможет наш курс. |
Специалист по обучению или тренинг менеджер
Эйчар может отвечать в компании за развитие и обучение сотрудников. Сотрудник занимается созданием или поиском готового учебного контента, развивает инструменты обучения, взаимодействует с провайдерами платформ, организует учебные модули, подбирает спикеров и тренеров по направлениям. Может совмещать выполнение организационных задач с ролью тренера.
Работа менеджера по обучению складывается из двух больших блоков – обучение новичков и развитие действующих сотрудников. Основные задачи эйчара, который отвечает за обучение:
1. Выявлять потребность в обучении;
2. Планировать обучение;
3. Актуализировать программы и модули;
3. Подбирать подрядчиков;
4. Тестировать инструменты;
5. Анализировать эффективность обучения;
6. Внедрять, развивать и поддерживать сервисы для обучения персонала.
Обратите внимание! В департаментах персонала крупных компаний HR-специалист может быть представлен еще оной специализацией – менеджер по оценке персонала. Сотрудник снимает запрос на оценку, подбирает инструменты, организует и проводит оценочные активности, дает обратную связь участникам, планирует цикл развития участников команд участвует в процессе построения карьерных треков внутри компании. |
Менеджер C&B, или специалист по экономике труда и мотивации
В компании эйчар может исполнять роль менеджера по управлению вознаграждением или C&B. Ключевой фокус внимания этого специалиста по персоналу – заработная плата, премирование, компенсации и льготы.
Менеджер по вознаграждению следит за конкурентоспособностью вознаграждений в компании, рассчитывает тарифы, создает зарплатные матрицы, разрабатывает и вносит коррективы в систему компенсаций и льгот и в целом отвечает за ведение бюджета на персонал в компании.
8 ключевых задач эйчара – менеджера C&B:
1. Анализ и оценка рыночных ставок заработной платы и льгот;
2. Разработка и реализация системы компенсации и льгот, включая базовую; заработную плату, бонусы, премии, пенсионные планы и другие льготы;
3. Управление процессом оценки и классификации должностей;
4. Разработка и реализация программы поощрения и мотивации сотрудников;
5. Обеспечение соблюдения законодательства в области компенсации и льгот;
6. Сбор и анализ данных о компенсации и льготах, проведение исследований рынка труда для определения конкурентоспособности компании;
7. Управление процессом оценки производительности и связанными с ней вознаграждениями;
8. Консультирование руководителей и сотрудников по вопросам компенсации и льгот. |
Получить новую профессию – менеджер по управлению вознаграждением, научиться выстраивать систему вознаграждения и оптимизировать затраты на мотивацию персонала, можно на нашем курсе. |
Как стать HR-менеджером и построить карьеру
В сфере HR много возможностей построить карьеру. Можно строить разные карьерные треки, в зависимости от того с какой специализации хотите войти в эйчар. Для примера приведем три возможных карьерных трека.
Первый вариант карьерного трека для эйчар. Помощник рекрутера – специалист по подбору персонала – ведущий специалист по рекрутингу – руководитель отдела подбора. Начинать можно с неоконченным высшим образованием и с любой специализацией. Если есть желание развиваться в области IT-рекрутинга, лучше, конечно, изначально иметь техническую подготовку.
Плюсы: планомерное профессиональное развитие при сохранении специализации.
Минусы: выпадение из других HR-ролей.
Второй вариант карьерного трека для эйчар. HR-менеджер – заместитель директора по персоналу – директор по персоналу – HR-бизнес-партнер.
Как правило, на начальные позиции приходят люди с дипломом менеджера по персоналу, психологи, юристы или те, кто закончи вуз по направлению менеджмент организации.
Плюсы: полноценное развитие в области управления персоналом.
Минусы: вертикальный рост не предполагает глубокого погружения именно в профтонкости работы.
Третий вариант карьерного трека для эйчар. Тренер – vенеджер по обучению – руководитель подразделения по организации обучения.
Старт возможен с любой позиции и с любым направлением образования. Если же есть амбиции реализоваться в продуктовом обучении, нужно будет хорошо разобраться в технологиях, продуктах и услугах, которыми занимается компания.
Плюсы: Четкая специализация и развитие в профессии.
Минусы: Узкое направление в HR.